Одним из наиболее динамично развивающихся современных направлений «устойчивого» сельского хозяйства стало движение «справедливой торговли» (Fair Trade). Указанное движение отстаивает справедливые стандарты международного трудового, экологического и социального регулирования на сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия. В частности, это движение обращает особое внимание на экспорт товаров из развивающихся в развитые страны. Система производства и продажи этих продуктов сформировано так, чтобы помогать фермерам из бедных стран получать достойный заработок за их работу. Для достижения оптимальной структуры стоимости продуктов минимизируется количество посредников между фермером и покупателем. Производство товаров «справедливой торговли» происходит в развивающихся странах (наиболее бедные государства Азии, Африки и Латинской Америки) и только для некоторых групп продуктов, в числе которых тропические плоды, чай, кофе, шоколад и т.п.- все товары сертифицируются и маркируются. 

Направление «справедливой торговли» зародилось в 50-х гг.XX в, но стремительное развитие получило лишь в нашем веке. Объем продаж продукции fair trade в 2007 г. составил 2,3 миллиарда евро, в 2006 г. оценивался в 1,6 млрд. евро. Рост производства кофе направления «справедливой торговли» в 2006 г. составил 53%, какао – 93%, бананов – 31%, чая – 49%. 

Рынок продукции Fair Trade сконцентрирован в 19 странах мира, в других государствах продажи незначительны. Почти треть всей продукции продается в США (500 млн. евро), а 60-70% – на европейские государства. По душевым показателям лидируют страны Западной Европы. С большим отрывом от остальных стран на 1-ом месте находится Швейцария, где ежегодные продажи составляют около 20 евро на 1 человека, затем следуют Великобритания, Люксембург и Австрия. Максимальный темп увеличения продаж в 2006 г. был отмечен в Испании, где продажи за год возросли в 63 раза, но общий объём значительно уступает другим странам Западной Европы (5 евро на 1 тыс. чел). Минимальный темп роста (1%) в Европе характерен для Швейцарии, что, видимо, связано с приближением к насыщенности рынка. 

Продукты питания «справедливой торговли» часто производятся также с соблюдением требований органического сельского хозяйства. В последние годы все больше потребителей стараются выбирать товары, которые имеют маркировку двух этих направлений одновременно. В результате около 80% продаваемого в настоящее время органического кофе имеет сертификат «справедливой торговли», схожая ситуация и с органическим шоколадом, чаем и некоторыми другими продуктами питания. 

Объем продаж продуктов Fair Trade в мире крайне мал и составляет менее 0,1% от объема всех продуктов питания. Однако его стремительное развитие демонстрирует озабоченность и ответственность населения вопросами социальной сферы.
Comments